Вопрос
Когда не требуется предоставлять сведения о поступивших денежных средствах по валютной операции?
Окружение
Валютный контроль
Ответ
Постановлением Правления НБ РБ №147 от 31.05.2021г. (п. 13,14) определен перечень валютных операций, когда не требуется предоставлять
сведения в банк:
- проведение валютных операций нерезидентами;
- перевод в рамках одного юридического лица,
проводимых между счетами в банках РБ.
- при возврате неизрасходованного аванса в иностранной валюте, выданного в связи со служебной командировкой, разъездами индивидуального предпринимателя за пределы Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, из-за пределов Республики Беларусь. Так как банк не может самостоятельно определить
цель операции по внесению наличной иностранной валюты в кассы банка, то при возврате
неизрасходованной суммы командировочных в валюте на свой счет сведения
предоставлять надо;
- при возврате иностранным банком денежных средств по причине отказа им в исполнении платежной инструкции юридического лица – резидента, на основании которой перечислялись эти денежные средства;
- при получении кредита в иностранной валюте от банка, Банка развития;
- зачисление
процентов по депозиту в иностранной валюте;
- возврате
депозита в иностранной валюте;
- поступление
денежных средств в белорусских рублях от физических лиц нерезидентов (в том
числе посредством эквайринга, интернет-эквайринга) по договорам не
подлежащим регистрации. Так как банк должен проконтролировать необходимость
регистрации договора на веб-портале НБ РБ, то банком могут быть запрошены
сведения в данном случае.
- операции
с валютными ценностями при проведении оперативно-розыскных мероприятий и (или)
досудебного производства;
- операции,
связанные с внесением валютных ценностей в депозит нотариуса;
- операции,
связанные с внесением валютных ценностей в депозит суда, органа принудительного
исполнения или органа уголовного преследования, выдачей, возвратом валютных
ценностей из такого депозита;
- операции,
связанные с залогом, изъятием, арестом, конфискацией, обращением в доход
государства;
- операции,
связанные с перечислением, возвратом иностранной валюты по решению органов
уголовного преследования;
- при
поступлении денежных средств в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды
и государственные внебюджетные фонды, а также при возврате денежных средств из
бюджета, государственных целевых бюджетных фондов и государственных
внебюджетных фондов;
- при
поступлении денежных средств судам, международным арбитражным (третейским)
судам, правоохранительным органам, территориальным нотариальным палатам,
нотариусам, связанном с осуществлением их деятельности, а также государственным
органам или иным организациям при совершении их должностными лицами
нотариальных действий либо административных процедур;
- при
поступлении денежных средств от реализации физическим лицам товаров в магазинах
беспошлинной торговли и на борту воздушных судов белорусских авиационных
организаций, а также от реализации товаров и оказания услуг в поездах
государственного объединения «Белорусская железная дорога», выполняющих
международные перевозки пассажиров, по валютным договорам, не подлежащим
регистрации в соответствии с валютным законодательством. Банк не всегда имеет
возможность определить характер проводимой резидентом ПВТ операции из имеющейся
у него информации (из SWIFT-сообщения, из прочих документов). В таком случае
банк вправе запросить от клиента предоставление документов (сведений) согласно п.11 Постановления 147.;
- при поступлении
белорусских рублей со счетов по учету средств бюджета Союзного государства по
договорам между резидентами;
- при поступлении денежных средств в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды, а также при возврате денежных средств из бюджета, государственных целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов.
Действие валютного
законодательства не распространяется на резидентов ПВТ при совершении ими
операций с использованием токенов (криптовалюты), а, следовательно,
требование п.11 Постановления №147,
о необходимости предоставления сведений, в данном случае не распространяется. Банк не всегда имеет возможность определить
характер проводимой резидентом ПВТ операции из имеющейся у него информации (из
SWIFT-сообщения, из прочих документов). В таком случае банк вправе запросить от
клиента предоставление документов (сведений) согласно п.11 Постановления 147.
Непредставление в срок
не позднее семи рабочих дней с даты, следующей за датой зачисления денежных
средств на счет юридического лица – резидента (банка) сведений, либо
представление сведений, содержащих заведомо недостоверные сведения, влечет
наложение штрафа в размере до 20 базовых величин. (ст. 24.11 КоАП).