Оплата расходов по закупке товаров c использованием корпоративной карты
03.03.2025

Вопрос

Может ли корпоративная карта быть использована для оплаты расходов по закупке товара?

Окружение

Корпоративные карты

Ответ

Корпоративная карта может быть использована ее держателем для оплаты расходов по закупке товара, в том числе через онлайн-сервисы, если данная возможность предусмотрена Договором между банком, выдавшим карту и организацией.

Закупка товара посредством использования корпоративной карты может осуществляться как для собственных хозяйственных нужд организации или ИП, так как для последующей реализации.

При этом работником организации и (или) ИП посредством корпоративной карты могут быть оплачены только те расходы по закупке товара для собственных хозяйственных нужд, которые связаны с хозяйственной деятельностью организации или ИП, например, покупка канцелярских товаров, офисной мебели, техники, кофе/чая, и так далее.

Использование корпоративной карты работниками для личных нужд не предусмотрено законодательством.

Кроме того, как указано выше, в законодательстве Республики Беларусь отсутствует запрет на осуществление безналичных расчетов посредством корпоративной карты за товары на территории Республики Беларусь при условии соблюдения очередности платежей, в том числе для закупки товара для последующей реализации, если руководством организации или ИП было принято решение о целесообразности закупки товара таким способом.

Обращаем внимание, что в таком случае, держателем карты должно быть именно то лицо, которое уполномочено на проведение платежей и закупку товара для дальнейшей реализации.

Работник, который непосредственно получил денежные средства и оплачивал расходы по закупке товара, обязан не позднее 15 рабочих дней со дня приобретения товаров, а также по иным обязательствам, исключая день приобретения (часть вторая п. 89 Инструкции №117 от 19.03.2019):

  • представить в бухгалтерскую службу юридического лица, индивидуальному предпринимателю отчет об израсходованных суммах (далее – Отчет) с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы;
  • возвратить неизрасходованные денежные средства.

Типовая форма Отчета не установлена законодательством Республики Беларусь, в связи с чем организация/ ИП вправе самостоятельно утверждать его форму.

Образец отчета здесь.

Отчет представляется в бухгалтерскую службу юридического лица, индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе одним из следующих способов (п.92 Инструкции №117 от 19.03.2019):

  • работником лично;
  • посредством регистрируемого почтового отправления (например, заказной корреспонденцией, письмом с объявленной ценностью);
  • посредством автоматизированной подсистемы документационного обеспечения;
  • посредством электронной почты.

Вместе с тем, документы, подтверждающие расходы, представляются в бухгалтерскую службу юридического лица, индивидуальному предпринимателю одним из следующих способов:

  • работником лично;
  • досылаются посредством регистрируемого почтового отправления.

Документами, подтверждающими расходы на закупку товара, могут быть (п.91 Инструкции №117 от 19.03.2019):

  • платежный документ, содержащий наименование продавца, учетный номер плательщика (УНП), порядковый номер платежного документа, дату и время проведения операции продажи товара, оформления (печати) чека продажи, наименование, количество и цену товара, сумму;
  • платежный документ и товарный чек либо иной документ, подтверждающий приобретение товара, содержащий наименование продавца, учетный номер плательщика (УНП), дату продажи товара), наименование, количество и цену товара, сумму, которые подписывает лицо, непосредственно осуществившее отпуск товаров (выполнившее работы, оказавшее услуги), с указанием должности, фамилии и инициалов;
  • квитанция о приеме наличных денежных средств;
  • платежный документ и карт-чек в случае оплаты текущих операций с использованием кассового оборудования при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек;
  • карт-чек в случае оплаты текущих операций с применением программно-технических средств, обеспечивающих обслуживание держателей карточек, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания (банкомат, инфокиоск, интернет-банкинг, мобильный банкинг, SMS-банкинг, ТВ-банкинг, USSD-банкинг), либо выписка по счету клиента, к которому выдана личная (корпоративная) дебетовая карточка;
  • другие документы, подтверждающие расходы, связанные с совершением текущих операций в соответствии с законодательством.

! Важно отметить, что перечень документов, подтверждающих расходы, не зависит от применяемого вида системы налогообложения, используемой организацией или ИП.

Кроме того, для приобретения товаров в интересах юридического лица допускается использование личных денежных средств работников в белорусских рублях в пределах размеров, установленных гл. 7 Инструкции №117 от 19.03.2019. В таких случаях работники имеют право не позднее 15 рабочих дней со дня приобретения товаров, исключая день приобретения, представить отчет об израсходованных суммах с приложением подтверждающих документов для возмещения средств, использованных ими в интересах юридического лица (п. 75, ч. 3 п. 89 Инструкции №117 от 19.03.2019).

Для того чтобы принять к вычету НДС при оплате расходов по розничным ценам (тарифам), где соответствующая сумма НДС включается в эти цены (тарифы), необходимо попросить продавца товара указать в платежных документах ставку НДС, по которой облагается данный товар, сумму НДС и стоимость товара с НДС.

Таким образом, организация  может принять НДС к вычету при использовании корпоративной карты, на основании платежных документов, в которых указана конкретная ставка и сумма НДС.

Информация подготовлена специалистами ООО Правовая компания «Гравис». Контакты: gravis.by, Алексей Шамак +375339125125.