Как работает АИС ИДО для бизнес-клиентов?
25.11.2024

Вопрос

Какие документы принимает АИС ИДО? В каких случаях документы не будут исполняться? Какой режим работы АИС ИДО?

Окружение

АИС ИДО

Ответ

Через обслуживающий банк в АИС ИДО плательщики и взыскатели направляют электронные документы:

  • взыскатели - платежные требования для взыскания денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке;
  • плательщики - платежные инструкции для расчетов с бюджетом при недостаточности денежных средств на их счетах в банках;
  • взыскатели/плательщики заявления на отзыв/изменение платежных требований и платежных инструкций.

Данные документы помещаются в базу неисполненных денежных обязательств плательщика АИС ИДО. История поступления электронных документов, их нахождения и исполнения хранится в АИС ИДО в течение 5 лет.

Аннулирование электронных документов из базы неисполненных денежных обязательств АИС ИДО происходит после:

  • полного их исполнения;
  • отзыва на основании заявления, направленного в АИС ИДО через обслуживающий банк;
  • истечения 3-х лет с момента помещения платежной инструкции в АИС ИДО.*

С 19.10.2024 платежные поручения и платежные требования, которые размещены в АИС ИДО в течение 3-х лет и более будут отклоняться. Контроль сроков размещения платежных документов в АИС ИДО будут производиться на еженедельной основе. В системах дистанционного обслуживания (Альфа-Бизнес Онлайн, Альфа-Бизнес Мобайл, Клиент-Банк) платежные поручения и платежные требования, отклоненные по сроку перейдут в статус "отклонено" с причиной "прекращение исполнения в соответствии с пунктом 5 постановления № 432/11".

После отмены платежных требований по сроку на исполнительных документах учиняется надпись "прекращено исполнение в соответствии с пунктом 5 постановления № 432/11", а также указывается общая оплаченная сумма по данному требованию. Взыскатель имеет право выставить платежное требование по исполнительному документу повторно.

Также для уточнения статуса по платежным требованиям и платежным поручениям, в том числе отклоненным по сроку можно сделать запрос информации в АИС ИДО (в системе дистанционного банковского обслуживания данный запрос имеет аналогичное название). По неоплаченным денежным обязательствам отмененным по сроку поступит ответ от АИС ИДО со статусом "прекращено исполнение по сроку".

АИС ИДО возвращает без исполнения принятые платежные требования взыскателей, платежные инструкции плательщиков в случаях:

  • если у плательщика отсутствуют открытые в банках счета, установленные в ходе обработки принятых платежных требований взыскателей, платежных инструкций плательщиков;
  • наличия в системе информации о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротству); 
  • наличия в системе информации об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

Этапы обработки электронных документов АИС ИДО:

1. АИС ИДО в течение 5 минут после поступления платежного требования взыскателя/платежной инструкции плательщика делает запрос во все банки, где открыты счета плательщику, о сумме денежных средств на счетах и автоматически:

  • фиксирует дату и время принятия электронных документов;
  • определяет общую сумму неисполненных денежных обязательств плательщика;
  • формирует и направляет в каждый банк плательщика электронный документ, содержащий общую сумму неисполненных денежных обязательств.

2. Банк плательщика в течение 15 минут с момента получения из АИС ИДО запроса о сумме денежных средств на счетах плательщика:

  • определяет наличие (отсутствие) денежных средств на счетах;
  • формирует и направляет в электронном виде уведомление о наличии/отсутствии на счетах плательщика денежных средств;
  • бронирует сумму неисполненных денежных обязательств на каждом счете клиента (либо до получения платежной инструкции АИС ИДО, либо до получения электронного сообщения из АИС ИДО, содержащего информацию об отсутствии у плательщика неисполненных денежных обязательств).

3. АИС ИДО в течение 5 минут после поступившей от всех банков плательщика информации о доступном остатке денежных средств с учетом бронирования денежных средств, формирует платежную инструкцию с указанием в ней реквизитов и суммы на списание денежных средств, после чего направляет ее на исполнение в банк плательщика, в котором имеются денежные средства.

Платежная инструкция АИС ИДО может быть сформирована на частичное исполнение платежного требования взыскателя, платежного поручения плательщика, если денежных средств на счетах в банках недостаточно для исполнения указанного документа в полном объеме.

Минимальная сумма документа, который помещается в АИС ИДО, должна составлять 10 евроцентов по курсу Национального банка Республики Беларусь.

4. Банк плательщика незамедлительно при получении платежной инструкции от АИС ИДО:

в белорусских рублях:

  • принимает ее к исполнению, списывает денежные средства со счета, отправляет платеж в систему BISS;
  • при получении платежной инструкции в белорусских рублях для исполнения за счет средств в иностранной валюте банк покупает иностранную валюту (по официальному курсу НБ РБ на дату исполнения);
  • в течение 5 минут с момента списания формирует и направляет в АИС ИДО электронное сообщение об исполнении платежной инструкции.

в иностранной валюте:

  • списывает денежные средства со счета плательщика в иностранной валюте на основании платежной инструкции в порядке, определяемом банком, с учетом межбанковских корреспондентских соглашений;
  • при получении платежной инструкции в иностранной валюте для исполнения за счет белорусских рублей банк продает иностранную валюту и осуществляет банковский перевод с учетом положений межбанковских корреспондентских соглашений (по официальному курсу НБ РБ на дату исполнения).

 

При предъявлении платежной инструкции АИС ИДО к депозитному счету и при наличии нескольких депозитных договоров по нему: первоначально списание производится по депозитному договору, дата возврата которого раньше.

 График работы АИС ИДО

8.00-9.00

Подготовительные работы, актуализация справочников.

9.00-9.15

Обработка запросов предыдущего дня.

Направление банкам на исполнение платежных инструкций АИС ИДО по уведомлениям об остатках (МТ712), полученным от банков накануне c 16:00 до 18:00.

9.15-16.00

Стандартный режим работы.

Обрабатываются все документы в/из АИС ИДО

16.00-16.15

Формирование и направление из АИС ИДО 3.0 в банки плательщиков, сообщений MT704 (платежная инструкция АИС ИДО на списание) с датой текущего банковского дня, сформированных на основании полученных сообщений МТ712 (остатки по счёту) с датой текущего банковского дня.

16.00-18.00

Прием АИС ИДО 3.0 от Банков ПТ и ПП, МТ712 (остатки по счёту) с датой следующего банковского дня, МТ792 (отзыв инструкции), МТ792 (изменение инструкции).

 

Важно! 
Заявления клиентов на отзыв(изменение) платежной инструкции, направленные в банк с 16.00 до 18.00 обрабатываются в АИС ИДО не позднее следующего банковского дня (актуализация неисполненных денежных обязательств с учетом отозванного/ измененного платежного поручения по счету плательщика клиента, осуществляется на утро следующего банковского дня).

При поступлении после 16.00 денежных средств на счет клиента-плательщика, денежные средства будут заблокированы, в АИС ИДО будет направлено уведомление о наличии на счете клиента-плательщика денежных средств с датой следующего банковского дня, достаточных для оплаты неисполненных денежных обязательств (МТ 712 остатки по счету). АИС ИДО на следующий банковский день сформирует и направит в банк платежные инструкции на оплату неисполненных денежных обязательств.


Обращаем внимание, что в
налоговый период время обработки запросов в АИС ИДО может увеличиваться.